О детских тренерах
Всегда и во все времена чествовали учителей. В советское время учителя на государственном уровне чествовались и почитались, так как было понимание их роли в воспитании подрастающего поколения и вкладе в развитие государства! Сейчас же профессия учителя понижена в статусе, в первую очередь низкими зарплатами. Но на уровне людей, родителей и детей — воспитанников к учителям все также относятся с любовью и трепетом, стараются радовать цветами и подарками на профессиональные праздники, вспоминать после выпуска из школы , заезжать и говорить слова благодарности за потраченные силы, нервы, эмоции …
Недавно я очень внимательно наблюдал за эмоциями одного из тренеров СК «Бахчисарай», были соревнования у его воспитанников. Я серьезно озадачился тем фактом, что детские футбольные, да и скорее все спортивные тренера, не получают такой же обратной связи от детей и воспитанников и от государства, как учителя. Промелькнула отчетливая мысль, что учить таблице умножения немножко даже легче , чем научить ребят жить футболом, научить переживать неудачи и «не ловить звезду от успехов», научить быть командой и не только на футбольном поле , но и по жизни…
Знаете сколько себя вкладывает тренер в ребёнка? Глядя на эмоции тренеров, иногда кажется что души и эмоций в игру ребят они вкладывают больше, чем тренера за миллионы долларов в финалах Лиг Чемпионов и крупных турниров.
Детский тренер должен понимать, то чему он учит детей, он должен уметь сделать сам. В независимости от возраста, если тебе 25 и ты начинающий тренер или если тебе 50 и ты уже заслуженный, с призами и достижениями , ты все равно должен лучше воспитанников уметь сделать то, чего хочешь от них. И какая все таки у них искренность в эмоциях, когда у ребёнка во время матча получается сделать финт, отдать хороший пас или выполнить качественно тот или иной игровой элемент.
Я действительно по другому посмотрел на работу тренера. В этот день, ребятам не везло, отсутствовал спортивный фарт. Мяч просто не шёл в ворота соперника, при всём при том, что качество игры было на голову выше. Зато в наши ворота влетало все подряд , как говорят ребятки — «какашки»! Да , они сыграли в ничью. Но как же сложно тренеру подбирать слова, когда хочется прикрикнуть, отчитать детей (как отец понимаю — иногда хочется наорать, иногда сложно сдержать себя). Но при этом, задача и отца и тренера подобрать такие слова , которые помогут ребятам понять в чем была ошибка и исправить ее…
Тренер иногда больше чем отец, потому как твой у тебя один или несколько, а у него их много и к каждому нужен подход. Ведь помимо тренировочного процесса, тренер должен знать каждого ребёнка, его характер, он должен быть тонким психологом. Должен понимать, кого нужно хвалить и это будет на пользу , а кому это даст повод лениться и «надувать щеки» перед другими ребятами.
И как же интересно наблюдать за тем, как ко всем этим выводам приходят молодые и начинающие тренера, невероятный кайф наблюдать , как человек развивается и растёт, как переживает за этих ребятишек, которым он дал новые способности и знания. Как отец и мать радуется первому слову, шагу, так и он радуется их первому обыгрышу, идеальному пасу, качественному удару. Но для него это не его дети, а ставшие его детьми. Он вкладывает в них частичку себя , частичку того, чего не даст никто другой . В первую очередь он даёт молодым ребятам веру в себя, в то что они могут …
Его же задача, ни как у взрослого тренера — побеждать любой ценой , добиваться спортивных и финансовых достижений для клуба, нет! Его задача, в первую очередь воспитать нормальных ребят , с нормальными человеческими качествами. Ребят, которые извинятся, если не правы в любой ситуации в жизни, потому что тренер приучил их делать это на поле. Воспитать такого человека, который скажет спасибо, как научил его делать тренер на сборах в столовой, дать не только футбольные умения, а научить быть командой и коллективном, не жадничать отдать пас, учить их радоваться за ребят из команды, а не завидовать , тем кто забил больше , получил индивидуальные призы или награду… Открыть в них лидерские качества, научить помогать друг другу , прийти на выручку на поле, подстраховать, а значит также они будут делать и за его пределами, подать руку если упал игрок своей команды или соперника! Он должен научить их уважать соперника, научить их не злорадствовать, если победили с крупным счётом, а подойти и пожать руки соперникам. Остановить их от глупых эмоций, при судейских ошибках и научить не обращать на это внимание, а играть в футбол и делать свое дело, а это сильно помогает в жизни — уметь не обращать внимание на несправедливость и идти дальше. Все , чему они учатся на поле и за его пределами, потом будет для них примером и моделью поведения в жизни…
Тренер знает кого в автобусе надо посадить вперёд, кого укачивает, кому надо дать конфету… Он знает , как успокоить, если ударили, если сильно упал… Тренер знает про их оценки в школе, он знает у кого в семье есть какие-то взрослые трудности и все это учитывает в своей работе. Но в тоже время он их всех очень любит, даже когда кричит, и кажется , что страдает не меньше чем они …
Мне кажется, социальный статус детских футбольный(спортивных) тренеров сильно недооценён. Стоило бы также , как проводящийся конкурс «Учитель года», проводить аналогичные конкурсы для детских спортивных тренеров. Стоит также, как и в День учителя, этим людям делать праздник и говорить искренне — спасибо!!!
Мой тренер, который тренировал меня до сих пор, Слава Богу, работает. И скажу откровенно, многое в моем отношении к людям, в моем характере, в отношении к футболу и даже в том, что мы с друзьями решили основать СК «Бахчисарай», заложено им. Знаете, он принципиальный человек, который посвятил детям всего себя, отдавший этому всю жизнь … Когда-то было обидно получать от него нагоняй в раздевалке. Сейчас же, есть понимание, что вот он тот самый человек, который делает это все не за деньги, а делает это потому, что любит футбол и детей.
Вот и мы делаем это все ради детей и ради развития самой эмоциональной игры — футбол. Вокруг которого, помимо игры на поле, ещё есть тысяча мелочей, которые дают, как физическую силу, так и формирует духовный мир и мировосприятие!!!
Искренне хочу сказать спасибо всем тренерам за их работу!!!
Константин Кнырик, Президент СК «Бахчисарай»